Завещанието на снайпериста Зайцев  

07 февруари, 2006

Одно лишь упоминание имени снайпера Василия Зайцева вселяло ужас в фашистских солдат.

СПЕЦИАЛЬНО для охоты на него Гитлер направил в Сталинград суперстрелка Третьего рейха майора Кёнига, в Берлин уже не вернувшегося: пуля Зайцева достала и его. Знаменитая история о дуэли лучших стрелков Второй мировой была положена в основу сюжета голливудской картины «Враг у ворот».

В ЯНВАРЕ 1943 г. Зайцев был тяжело ранен и закончил войну на Днестре. После Победы он поселился в Киеве, где и нашёл свою единственную и неповторимую Зиночку, которая стала ему верной женой и надёжным другом. 14 лет назад Василия Григорьевича не стало. Выполнить тогда наказ своего супруга — похоронить его на Мамаевом кургане рядом с боевыми товарищами — по объективным причинам не получилось.

И вот теперь 92-летняя Зинаида Сергеевна решила снять камень с души и перезахоронить прах мужа на той земле, которую он защищал, не жалея жизни, и которая сделала его героем на все времена.

Между мэрами Киева и Волгограда достигнута договорённость, что эта церемония должна пройти 31 января. Активное участие в переговорах и решении организационных вопросов принимали журналисты нашего волгоградского приложения «АиФ — Нижнее Поволжье».

Недавно они побывали в Киеве в гостях у вдовы Василия Зайцева. Зинаида Сергеевна рассказала нашим корреспондентам о некоторых малоизвестных фактах биографии своего легендарного мужа.

О меткости, награде и Чуйкове

— КОГДА маленький Вася попросил у деда-охотника пострелять из винтовки, тот смастерил ему лук и сказал: как научишься бить из него белке в глаз, получишь ружьё. Внук оказался способным и уже через несколько дней получил винтовку, из которой позже мастерски палил по волкам. Он ведь и в Сталинграде целый месяц стрелял из обычной винтовки. Набил фашистов так много, что слухи дошли до Чуйкова: «Ну ведите мне этого Зайцева». Посмотрел на него и… вручил настоящую снайперскую винтовку…

О присуждении ему звания Героя Зайцев узнал случайно. Когда он подорвался на мине и ослеп, его отправили в Москву. Операция прошла успешно. Лежит как-то с другими бойцами в палате, а по радио объявляют, что «Зайцеву Василию Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза». Он это вообще мимо ушей пропустил, а товарищ по палате подскакивает к нему, по плечу хлопает: «Васька, так это ж тебе Героя дали!»

После госпиталя он снова вернулся к Чуйкову. У Василия Григорьевича были очень трепетные отношения с ним, почти братские, хотя на фронте Чуйков пару раз поколотил Зайцева палкой. Советская пропаганда постоянно идеализировала наших командармов и фронтовую жизнь. А тот же Чуйков ведь был простых крестьянских кровей, мог и по матушке отправить, и накричать. На фронте было всякое — и гульнуть любили, и выпить побольше, чем фронтовые 100 грамм, за это Чуйков и мог поколотить. Любого!

Мало кто знает, что Василий Григорьевич до 75 лет стрелял так же мастерски, как и во время Сталинградской битвы. Помню, как-то пригласили его оценить подготовку молодых снайперов. Когда те отстрелялись, командир говорит: «Ну, Василий Григорьевич, тряхни стариной». Зайцев берёт винтовку, и все три пули — в яблочко. Вместо солдат кубок получил он.

О работе, свадьбе и весёлой компании

ПОСЛЕ войны Василий Григорьевич был сначала комендантом Печерского района в Киеве, потом директором авторемонтного завода, директором швейной фабрики «Украина», затем возглавил техникум лёгкой промышленности.

Я ведь тоже не такая уж и простая киевлянка была (смеётся). Мы познакомились, когда я служила секретарём партбюро машиностроительного завода. Потом меня забрали в обком партии. У нас были чудесные отношения, но даже мыслей ни о каком романе не возникало. Как-то Зайцев звонит мне: «Зинаида Сергеевна, можешь забежать?» Прихожу, а кроме него в кабинете — дама. Протягивают мне какие-то бумаги! Дама, оказывается, — заведующая ЗАГСом. Я опешила, глазами хлопаю, на Зайцева смотрю. А он мне так строго: «Подписывай, я тебе говорю! Подписывай!» Так я и стала Зайцевой. Никакой свадьбы, белого платья и «горько!» у нас не было.

Когда мы только поженились, я сразу отвезла его в закрытое ателье при обкоме. Одели с ног до головы. Герой героем, но на таких должностях нужно было ещё и выглядеть на все сто, а у него брюк тогда лишних не было. Вышли из ателье, он обнимает меня и говорит: «Никто мне никогда не уделял такого внимания…»

Понимаете, я ведь его уважала, а каких-то итальянских страстей не было в наших отношениях. Мне на тот момент уже не 18 лет было, позади — предыдущий брак, сын взрослый… Василий меня очень любил, надышаться не мог — не всем женщинам так везло. И я за ним все годы была как за каменной стеной. Мы и поссорились-то один раз за несколько десятков лет…

С героем, тем более — ТАКИМ, все хотели дружить. И вот как-то у него сложилась развесёлая компания. Стали периодически собираться в нашем доме. Однажды я не выдержала и попросила всех уйти. На это Василий сказал: «Если ты меня не понимаешь, я уезжаю к себе на Урал». Собрал вещи, взял билет до Челябинска и исчез на неделю. Я для себя решила: или он осознает свою ошибку и вернётся, или будет дальше устраивать сабантуи, и я его всё равно потеряю. Зайцев вернулся. Молча открыл дверь своим ключом, молча меня обнял, поужинал, лёг спать. Я его ни тогда, ни много лет спустя ни о чём не спрашивала, и он ничего не говорил. Мы просто забыли всё, как дурной сон.

О загранке, медсестричке и народной памяти

О МАТЕРИАЛЬНЫХ благах, которыми тогда жаловали героев, ходило не меньше легенд, чем о них самих. Конечно, были такие, которым давали пятикомнатные хоромы на Крещатике и по «Волге» в год, но это был точно не Зайцев. Квартиру ему дали, но без специальных комнат для прислуги, как тогда за глаза говорили. Машину мы купили сами. Дачи у нас не было. За границей он был только в ГДР и Чехословакии. В Германии стояла воинская часть, к которой Зайцев был приписан пожизненно. Там у него были «свои» койка и тумбочка. И вот как-то он встречался с жителями ГДР в клубе. Поднимается в зале женщина и говорит, что она дочь того самого Кёнига. Зайцева быстренько со сцены убрали и из Германии в тот же день в Киев отправили. Боялись, что убьют из мести, он ведь более 300 гитлеровцев на тот свет отправил.

Каждый раз, когда мы приходили на Мамаев курган, Василий вспоминал, что его раз пятнадцать на фронте хоронили, а он — жив. Фашистам было выгодно запускать слухи, что наконец-то застрелили самого Зайцева. Правда, однажды его на самом деле чуть живьём не закопали. После тяжёлого ранения он лежал без сознания в госпитале. А тут как раз санитары пошли по госпиталю мёртвых собирать. Видят, Зайцев лежит и не дышит, ну и забрали. Когда уже стали землёй засыпать, Василий пошевелил рукой. Слава богу, медсестричка это увидела. Василий с этой девушкой много лет переписывался.

…Сегодня много спорят, как нужно рассказывать о войне. Думаю, надо делать это честно. Без идеологии. Но главное — ни через 60 лет, ни через 100 о ней нельзя забывать. Это НАША гордость. И не важно, кто был Зайцев — русский, татарин или украинец. Он защищал страну, из которой теперь получилось 15 маленьких государств. Таких, как он, были миллионы. И о них должны знать. В каждом из этих 15 государств…

НАША СПРАВКА.
Василий Зайцев родился 23 марта 1915 г. в селе Елино Челябинской области. Окончил строительный техникум в Магнитогорске. С 1936 года — в Военно-морском флоте. В боях Великой Отечественной войны — с сентября 1942 года.


Екатерина ГОРЯЧЕВА, Волгоград — Киев — Волгоград
Фото автора и из личного архива Зинаиды Зайцевой
Аргументы и факты

Изпрати публикацията по електронната поща


Обектите на авторски права се ползват тук с разяснителна и учебна цел, обзор или като цитати при критика или коментар.
Всички преводи и неподписани отдолу вляво текстове са собственост на Hacko.
Pishtov.com и Pishtov.blogspot.com не реализират приходи от дейността си. Credits: Amanda, Oleg Volk.